ContentsУДК 37.015.3:316.454.52 МЕДИАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ФЕНОМЕН ЦИФРОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ М.Р. Арпентьева доктор психологических наук, профессор, кафедры психологии развития и образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга, Россия, e-mail: mariam_rav@mail.ru Аннотация. Основная проблема медиатизации – проблема выгод и потерь от введения медиатехнологий в обучение в начальной, средней и высшей школах. Центральный фокус этой проблемы – вопросы духовно-нравственного осмысления и наполнения преподавания, включающего активное или пассивное задействование медиатехнологий. При этом проблемы пассивного включения, в том числе стихийного использования медиатехнологий учащимися и обучающимися без и даже вопреки рекомендациям педагогов и преподавателей – особенно серьезны. Медиатехнологии становятся не технологиями развития, а технологиями деградации и самоуничтожения. Проблема медиабезопасности при этом –лишь вершина айсберга: Интернет и иные медиасистемы наполнены «цифровыми беспризорниками». Цифровые беспризорники - новая метафора, которую мы можем предложить для объяснения происходящего в Интернет и иных медиасетях. Взрослые и дети как цифровые беспризорники демонстрируют типичные черты жизни и личности обычных беспризорников, начиная с аномии и отчуждения и заканчивая изоляцией и десоциализацией, задержкой развития и деструкцией личности и ее структур. Безнадзорность возникает вследствие педагогической запущенности, отсутствия правильного воспитания и обучения. Одним из внешних проявлений психосоциального неблагополучия при безнадзорности являются самовольный уход из семьи или детского учреждения и последующее бродяжничество: часто это ответ или попытка ухода от ответа в случае проступка или конфликта, психической травмы или дистресса, насилия и жестокого обращения; ухода из фрустрирующей ситуации. Побег в медиасреду, однако, есть перемещение в специфическую среду «цифровых аборигенов», приобщение к новому сообществу, где есть свои ценности и нравы, обычаи и нормы. Однако, поскольку Интернет и другие медиасреды скорее дезорганизованы, чем организованы, то и развитие человека приобретает характер дезорганизованного, развивая состояние ненужности и маргинальности. Именно с ним и нужно работать специалистам, семьям, обществу, государству. Ключевые слова: цифровые беспризорники; медиасреды; воспитание; обучение; отчуждение; ненужность; желания; потребности.
|